Инь и Янь Китайская медицина

Делитесь на здоровье
Мировоззренческую основу древней китайской философии составило учение о двух противоположных и нераздельных началах инь и ян, которые поначалу обозначали вполне материальные, чувственно воспринимаемые противополож­ные явления, качества или свойства, присущие одному событию, предмету, объек­ту.

Позднее такое понимание инь и ян расширилось и углубилось и стало обни­мать силы и функциональные начала, которые порождают все вещества и обьекты во вселенной, приобрело широкий символический характер. Таким об­разом, инь и ян стали проявленнями единой всеобщей «знергии» ци (см. следую­щий раздел), которая была причин ой и началом всякого движения и изменения во вселенной. Физиологические и психологические процессы человеческого орга­низма считались результатом действия особенной «знергии» – жизненной ци, проявлення которой также имели характер или инь, или ян.

В китайской меди­цине модель инь и ян была применена как к структурам, таки к функциям орга­низма человека и стала основой физиологии, диагностики и лечения. Философская категория инь и ян означает, что любое единое целое, как пред­мет, так и явление, в этом мире состоит из двух противоположных начал, сопер­ничающих и дополняющих друг друга.

Каждая из них имеет свои характеристи­ки и свойства. Изначально китайские мыслители всё, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным, скрытым, пассивным, темным, холодным, слабым и тому подобное, относили к инь; а все, что движется, устремляется вверх, что ясно, активно, светло, горячо, сильно и тому подобное, – к ян. Небо соответствует ян, а земля – инь; вода есть инь, а огонь – ян.

Действие начал инь-ян заключается в следующем: – каждое из них стремится подавить другое; – оба начала находятся в тесной взаимной связи и могут превращаться (переходить) одно в другое, причем каждое содержит в себе оба начала – в инь есть ян, в ян есть инь; • – борьба и взаимное превращение инь и ян являются источником любого дви­жения, развития, изменения и преобразования; – нарушение гармонии и равновесия между инь и ян ведет к нарушению вся­кого движения и развития; – ян превращается в ци (функцию), инь образует форму (структуру).

Рассмотрим эти положения подробнее. Инь и ян находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга. Если одно начало преобладает, то возникает недостаток другого, и наоборот. Инь борется внутри, а ян вызывает тревогу снаружи, поэтому возникают явления пустоты и наполнения; при этом инь и ян сменяют друг друга.

Оба начала никог­да не остаются без взаимодействия, и их стремление к вытеснению друг друга является движущей силой развития вещей и явлений. Как противоположности, инь и ян зависят друг от друга и не мыслятся один без другого. Ян является верхом, а инь – низом (без верха не может быть низа, и наоборот); левая сторона тела – зто ян, правая – инь (без правой стороны нет ( левой, и наоборот).

При этом каждое начало содержит в себе обе противоположности – дополнения, то есть каждое ян может быть разложено на ян ян и инь. Все субстанции и проявления нашего мира могут быть отнесены к тому или другому началу, которое, в свою очередь, несет в себе и ян, и инь, и каждый из них составлен из инь и ян; дробление этих распределений можно производить бесконечно. Например, вся верхняя часть тела относится к ян, при этом спина соответствует ян, а живот и передняя часть грудной клетки – инь; все внутренние части тела относятся к инь, но желудок, например, – к ян, а печень – к инь.

В каждом из этих начал, в свою очередь, можно выявить и инь, и ян, и так далее. В отношении структур и функций организма человека инь характеризует ма­териальные составляющие тела, а ян – его функции. Таким образом, инь охра­няет ян. Если что-либо имеет свойства функции, «знергии», то оно относится к ян, если это имеет структуру и форму, то оно относится к инь. Ци имеет харак­тер ян, кровь – характер инь.

Физиологиче­ские процессы, постоянно протекающие в организме на клеточном, тканевом и органном уровне, взаимодействие его разных частей, вся жизненная активность является результатом борющихся в неразрывном взаимодействии сил инь-ян. Разъединение этих сил ведет к прекращению активности организма и жизни.

Оба начала никогда не находятся в состоянии покоя, они дополняют и изме­няют друг друга. Когда ян отступает, то увеличивается инь; если же отступает инь, то увеличивается ян. Например, зима является вершиной холода (инь), а после зимнего солнцеворота постепенно устанавливается тепло и приходит лето – ян.

Состояние повышенной активности сле­дует регулировать покоем. В этом выражается взаимный контроль покоя и дви­жения, то есть инь и ян. Функции органов (ян) возникают за счет потребления продуктов питания (инь), при этом происходит увеличение ян и ослабление инь. В то же время обмен ве­ществ, полученных с продуктами питания (инь), требует расхода определенного количества знергии (ян); тогда происходит усиление инь и ослабление ян.

При нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабле­ние или усиление выходит за рамки, то возникает избыток инь или ян, что ведет к возникновению патологии, болезни. Необходимо также учитывать, что оба на­чала могут быть как причиной, так и следствием.

Модель инь:-ян служит базой не только теоретических представлений восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. Основополагающим в жизнедеятельности человеческого организма лежит уравновешенное состояние ин и ян, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологическому состоянию, болезни и выражается либо в преобладании, либо в ослаблении инь или ян.

Согласно учению инь-ян можно сформулировать следующие условия, при которых возникают болезни: – нарушение равновесия и гармонии взаимодействия инь – ян; – преобладание инь, которое приводит к появлению синдрома холода; преобладание ян, которое приводит к появлению синдрома жара; упадок (пустота) инь, который приводит к появлению синдрома жара; – упадок (пустота) ян, который приводит к появлению синдрома холода; – сильный упадок инь или ян, при котором говорят, что ян (uнь) причиняет ущерб инь (ян) и оба начала находятся в состоянии пустоты, есть недостаток знергии цu (обычно наблюдается в результате длительного или хронического заболевания).

Любое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с нормой, относят к ян состояниям, а недостаточность к uнь состояниям.

Исходя из принципа равновесия инь и ян, главным в лечении является восстановление нарушенного баланса инь-ян, то есть гармонии. В европейских понятиях это можно выразить как задачу по восстановлению гомеостаза организма стимуляцию его защитной реактивной способности.

Цельность характера китайской медицины отражается и в том, что учение об инь и ян распространяется и на совокупность всех терапевтических средств, на свойства и действие растительных препаратов и других медикаментозных средств, на пищу (лечебным свойствам которой придается определяющее значение), на акупунктуру, массаж, дыхательную и лечебную гимнастику и так далее. После диагностики и классификации характера патологии выбирается соответствующее средство воздействия, которое должно восстановить гармонию инь и ян и излечить больного.

Просмотров: 18

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »